Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS Среда, 28.06.2017, 15:06

Дворец творчества 

Пушкинского района



Меню сайта
Форма входа

ГО и ЧС

СНиП 21-01-97. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Занятия по ГО и ЧС

В помощь руководителям учебных групп занятий
по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций


ПЛАН - КОНСПЕКТ
для проведения занятия с постоянным составом ДДЮТ Пушкинского р-на

Тема №1:

    Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров

Учебные цели:

  1. Довести до обучаемых основные требования нормативно-правовых актов по вопросам гражданской обороны и защиты населения от ЧС.

  2. Разъяснить обучаемым права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны, защиты от ЧС природного и техногенного характера и пожарной безопасности.

  3. Показать общую структуру, состав сил и средств гражданской обороны и защиты от ЧС, в том числе имеющиеся в университете.

Время: 1 час.

Метод проведения: Лекция.

Место проведения: По решению руководителя занятия

Учебные вопросы: Законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.

2. Права и обязанности граждан в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожарной безопасности.

3. Структура, задачи, состав сил и средств гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Литература и учебные пособия:

1. Федеральный закон от 12.02.98 г. № 28 – ФЗ "О гражданской обороне"

2. Федеральный закон от 21.12.94 г. № 68 – ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

3. Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122 – ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации"

4. Федеральный закон от 21.12.94г. №69-ФЗ "О пожарной безопасности"

                       (файл .pdf)

5. Положение "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", утверждено постановлением Правительства РФ от 30.12.2003г. №794.

6. Постановление Правительства РФ от 27.05.2005г. №335 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 30.12.2003г. №794".

7. Положение "Об организации обучения населения в области гражданской обороны", утверждено постановлением Правительства РФ от 2.11.2000г. №841.

8. Положение "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", утверждено постановлением Правительства РФ от 4.09.2003г. №547.

9. Приказ МЧС России от 23.12.2005г. №999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований".


ХОД ЗАНЯТИЯ:


I. Вступительная часть – 2 мин.

С развитием научно-технического прогресса, созданием новых средств вооруженной борьбы многократно увеличились военные опасности для мирного населения. Особенно характерным в этом плане был 20 век. В России (СССР) пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне стало уделяться уже в ходе Гражданской войны и особенно после ее окончания, когда авиация получила бурное развитие и способность наносить удары по тылам противника. В связи с этим 4 октября 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР принял "Положение о противовоздушной обороне СССР". Этот акт положил начало создания местной противовоздушной обороны (МПВО), предназначенной для защиты населения о воздушного нападения противника. Именно 4 октября 1932 года принято считать днем рождения МПВО. МПВО стало основой будущей системы Гражданской обороны СССР (России). В 1991 году создано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий.

История МПВО-ГО-РСЧС показывает, что результат будет намного эффективнее, если заранее готовиться к возможным чрезвычайным ситуациям (ЧС) военного и мирного времени, чем напрягать излишние усилия, изыскивать силы и средства в условиях уже свершившейся катастрофы, когда каждая минута промедления оплачивается жизнью пострадавших.


II. Основная часть – 45 мин.

Вопрос 1: Законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.

Время, отведенное на отработку вопроса: 25 мин.


В ходе рассмотрения 1-го вопроса необходимо довести до обучаемых основные понятия (термины), применяемые в контексте изучаемой темы.

Основные понятия:

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.


Вопросы организации гражданской обороны (далее – ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) регламентированы рядом нормативно-правовых актов, основными из которых являются Федеральные законы (далее – ФЗ):

- в области ГО - ФЗ от 12.02.98 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне";

- в области защиты от ЧС - ФЗ от 21.12.94 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

А также ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации", который внес изменения и дополнения в вышеуказанные Федеральные законы.


Рассмотрим основное содержание названных Федеральных законов.

Федеральный закон от 12.02.98 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне".

Этот ФЗ определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Структурно ФЗ "О гражданской обороне" состоит из 6 глав:

I. Общие положения.

II. Полномочия органов государственной власти РФ в области гражданской обороны.

III. Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны.

IV. Руководство гражданской обороны.

V. Силы гражданской обороны.

VI. Заключительные положения.


В указанный ФЗ другим ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004г. внесены серьезные изменения, о которых будет сказано несколько ниже.

Из общих понятий ГО и защиты от ЧС некоторые наиболее важные из них были уже озвучены в начале вопроса.

Рассмотрим некоторые другие положения ФЗ, особенно с учетом внесенных изменений (ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004г).

Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

В связи с этим возникает вопрос: "Когда же начинается ведение ГО?" Ответ найдем в ст.4 п.3: "Ведение ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях".

Говоря о полномочиях органов государственной власти РФ в области гражданской обороны важно запомнить:

Ст.5: Полномочия Президента РФ:

определяет основные направления единой государственной политики в области ГО;

утверждает План ГО и защиты населения РФ (в предыдущей редакции этого ФЗ было указано только "План ГО", защита населения внесена ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004г.);

вводит в действие План ГО и защиты населения.

Другие полномочия обучаемым необходимо изучить самостоятельно.


Ст.6: Полномочия Правительства РФ:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области ГО;

руководит организацией и ведением ГО (важно запомнить это положение статьи – кто же руководит в масштабе государства ГО).

В развитие этого положения, следует довести до обучаемых важный момент, а именно – в настоящее время утратил силу термин начальник гражданской обороны, как это было в прежней редакции ФЗ. Везде и всюду необходимо применять норму, определенную ФЗ №122-ФЗ – руководитель гражданской обороны.

Руководителем гражданской обороны ДДЮТ является директор Т.В.Яшина.

Другие полномочия обучаемым необходимо изучить самостоятельно.


Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан РФ в области ГО в основном аналогичны полномочиям Правительства РФ, только применительно к своей территории.

Полномочия органов местного самоуправления в области ГО регламентированы дополнительно еще Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Особо необходимо остановиться на полномочиях организаций в области ГО (ст.9), в частности на п.2. "Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования (далее – НАСФ) в порядке, установленном законодательством РФ, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности".

Важно обратить внимание обучаемых на этот пункт. Дело в том, что ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ признал утратившей силу п.5 ст.11 и ст. 17 ФЗ от 12.02.98 г №28-ФЗ, а именно – гражданских организаций гражданской обороны (ГОГО) также в природе больше не существует, на их место пришли НАСФ.

Более детально о НАСФ будет сказано в 3-м вопросе.

Говоря о содержании главы 4 ФЗ, следует обратить внимание обучаемых на то, что ФЗ от 22.08.2004г.№122-ФЗ признана утратившей силу и ст.14 "Службы гражданской обороны". Что будет взамен, пока трудно сказать, однако продолжается наработка в этом направлении, возможно, что в ближайшее время что-то и появится.


Федеральный закон от 21.12.94 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Этот ФЗ определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от ЧС природного и техногенного характера.

Действие этого ФЗ распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от ЧС.

Структурно ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" состоит из 9 глав:


I. Общие положения.

II. Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС.

III. Государственное управление в области защиты населения и территорий от ЧС.

IV. Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и социальная защита пострадавших.

V. Подготовка населения в области защиты от ЧС.

Силы гражданской обороны.

VI. Порядок финансирования и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.

VII. Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС.

VIII. Международные договоры РФ в области защиты населения и территорий от ЧС.

XI. Заключительные положения.


В указанный ФЗ также как в ФЗ "О гражданской обороне" другим ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004г. также внесены определенные изменения, по значимости менее важные, чем в ФЗ "О гражданской обороне".


Рассмотрим некоторые положения этого ФЗ.

Какую же цель преследовали законотворцы в Государственной Думе принимая этот закона?

Целями этого ФЗ являются:

- предупреждение возникновения и развития ЧС;

- снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;

- ликвидация ЧС.


Для достижения вышеуказанных целей ФЗ предусматривает иметь в государстве Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (далее – РСЧС). Об указанной системе будет сказано несколько ниже.


Каковы же полномочия тех или иных структур власти в области защиты от ЧС?

Ст.8: Полномочия Президента РФ.

а). определяет … основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от ЧС;

в). вводит при ЧС … при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положении.

Ст. 10: Полномочия Правительства РФ.

а). издает … постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечивает их исполнение;

г). … осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС);

ж). устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;

з). принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией ЧС и об оказании помощи в случае их возникновения.

Другие положения полномочий опустим.


Подробнее остановимся на полномочиях организаций в области защиты населения и территорий от ЧС.

Ст.14: Организации обязаны:

а). планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников и подведомственных объектов … от ЧС;

б). планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС;

в). обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение работников организаций способам защиты и действиям в ЧС в составе НАСФ;

г). создавать локальные системы оповещения о ЧС.


Сегодня проводимое занятие проводится в исполнение ст. 20 указанного ФЗ, а именно: "Подготовка населения к действиям в ЧС осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства".

Во исполнение этой статьи, а также ФЗ "О гражданской обороне" Правительством России были приняты два постановления, утвердившие Положения:

- "Об организации обучения населения в области гражданской обороны", постановление от 2.11.2000г. №841.

- "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановление от 4.09.2003г. №547.


Особо необходимо рассмотреть Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.12.2003г. №794.

Данное Положение определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

В состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС входят:

- координационные органы;

- постоянно действующие органы управления единой системы;

- органы повседневного управления единой системы;

- силы и средства единой системы.


Координационными органами единой системы являются:

На федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС), КЧС федеральных органов исполнительной власти;

На территориальном уровне (в пределах субъекта РФ) – КЧС субъекта РФ;

На местном уровне (в пределах территории муниципального образования) – КЧС органа местного самоуправления;

На объектовом уровне – КЧС организации.





Наш дворец
...
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Новости
Поиск

Copyright NVG © 2017
Бесплатный хостинг uCoz